Кружок "Играем в экономику"




Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы воспитателями подобран учебно-методический комплект, который является необходимым и достаточным для организации основной образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной игровой деятельности, а также в домашних условиях.
Учебно-методический комплект включает в себя :
-данную дополнительную общеразвивающую программу «Финансовая грамотность»;
-сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста и их родителей;
-консультации для родителей;
-конспекты НОД;
-учебно-методические пособия;
-наглядный иллюстрированный материал, который знакомит детей с разными странами и их валютой;
-сборник сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста;
-банкомат;
-дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры.
Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу задачу продумать и организовать образовательную деятельность.
Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка..
Организация занятий Программы: образовательная деятельность по программе проводится 2 раза в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 30 минут.
Возраст детей: старший дошкольный возраст(6-7 лет)
Сроки реализации: 1 год
Программа занятий
Программа состоит из четырёх блоков, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
2.1. Труд и продукт труда (товар)
Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижёт людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире. Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги. Педагогические задачи: -формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; -учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; -поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; -стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
2.2. Деньги и цена (стоимость).
Понятие «деньги». Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.). Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры). Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь. Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка). Деньги разного достоинства и разной покупательной способности. Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии. Деньги как средство платежа, накоплений. Обмен денег (причины, правила). Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег(валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги. Цена (стоимость). Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые). Понятия «дорого» и «дёшево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.
Источники дохода. Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом, особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен. Педагогические задачи: -познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны; -воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения); -дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
-
- Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку - воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздаётся на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребёнка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу. Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было своё дело…», «Народные промыслы» и т. п. Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы. Педагогические задачи: -дать представление о рекламе, её назначении; -поощрять объективное отношение детей к рекламе; -развивать у детей способность различать рекламные уловки; -учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой; -учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
-
- Полезные экономические навыки и привычки в быту.
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др). Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о своём, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете). Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий её благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего. В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитание у детей следующих привычек:
-бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;
-разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
-экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); -нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника